• 1
  • 2
  • 3
Prev Next

В памет на първия Президент на Международния Център „Рьорих“ Генадий Михайлович Печников

В памет на първия Президент на Международния Център „Рьорих“ Генадий Михайлович Печников

На 27 април 2018 година завърши своя земен път първият Президент на Международния Център "Рьорих" Генадий Михайлович Печников. Публикуваме текста в памет на Г.М. Печников от колектива на Международния Център...

Изложба „Пактът Рьорих. История и съвременност“ в Силистра

Изложба „Пактът Рьорих. История и съвременност“ в Силистра

В Силистре, в древнем болгарском городе на Дунае, 5 апреля 2017 года открылась выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность». Выставка представлена в Художественной галерее Силистры (с 5...

Открито обръщение от участниците в извънредното общо събрание на Международния Център "Рьорих“

Открито обръщение от участниците в извънредното общо събрание на Международния Център "Рьорих“

Открито обръщение от участниците в извънредното общо събрание на Международната неправителствена организация „Международен Център Рьорих“ към Президента на Руската Федерация (РФ), Правителството на РФ, ръководството на Федералното събрание на РФ,...

Актуалността на Пакта Рьорих

   Когда слушаешь или читаешь эти выступления, то хорошо начинаешь понимать, что те, кто побывали в космосе, лучше, чем кто-либо, поняли его суть – строительство нового Мира, созидание новой Культуры. Живая Этика, которая содержит в себе систему познания нового космического мышления, также идет под Знаменем Мира и его символами. «Будем устремленно строить, – писала Елена Ивановна Рерих, – оплоты культуры – знание «Живой Этики» и красоту. Знание и Красота – основа и венец космической эволюции» [25].

   К сожалению, в противоречивой обстановке нашего существования далеко не многие понимают значение «венца космической эволюции» и не осознают наступления эпохи нового космического мышления.

   «Будет время, – предсказывала Елена Ивановна, – когда Знамя Мира, Знамя Культуры покроет весь мир» [26]. Уже немало, как известно, сделано для этого. И немало еще остается сделать. Процесс этот нелегок. Не всеми Знамя Мира осознается как символ культуры и космической эволюции.

   «История Пакта, – отмечала Е.И. Рерих, – является очень поучительной книгой, в которой ярко будут обозначены стороны света и тьмы, и народы убедятся, что все строительное, все имевшее перед собою будущее, было за ратификацию Пакта и принятие Знамени. Знамя Мира есть великий пробный камень для сознания человечества» [27].

   Государственная Дума Федерального Собрания России оказалась не в состоянии пройти через этот пробный камень. Знамя Мира висело в Думе с 1995 года и внушало определенную надежду на то, что этот важный государственный орган не только постигнет смысл этого символа, но и обратит внимание нанеобходимость защищать культуру. Почти 10 лет депутаты Думы созерцали это Знамя, слушали лекции по культуре и о Пакте Рериха. Особого действия все это на Думу не произвело. В 2004 году Знамя Мира было снято. С таким требованием выступил депутат Думы – журналист Крутов. Но дело не в том, кто выступил. Подобных крутовых еще немало на земле. Это они олицетворяют темные ряды противников культуры, это они не выдерживают испытания на достойный уровень нравственности. Безответственными и невежест­венными оказались те, кто поспешно снял это Знамя даже без формального решения самой Думы. Безответственными оказались и те, кто против этого не протестовал. Безответственными были и те, кто не выступил против Крутова, назвавшего Знамя Мира «сатанинским знаком». Депутаты опозорили себя и Думу, сняв Знамя Мира. Так совпало, что осенью этого же года во время празднования юбилея выдающегося художника и философа Святослава Николаевича Рериха Знамя Мира было вручено в Дели космонавтом В.М. Афанасьевым вице-спикеру индийского парламента и находится теперь в парламенте Индии. Именно Индия, в которой много лет работали и творили наши соотечественники Рерихи, выдержала испытание на культуру, в отличие от Государственной Думы России. Во время торжеств, посвященных юбилею С.Н. Рериха, два человека, представляющие Международный Центр Рерихов, – президент МЦР Ю.М. Воронцов и Л.В. Шапошникова – были приняты премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом и министром иностранных дел Натваром Сингхом. Оба они, говоря о Рерихах, назвали их мостом между культурой Индии и России. Свойственно ли нашим высоким чиновникам такое глубокое проникновение в суть культурной деятельности Рерихов? Боюсь, что нет. Отношениек Знамени Мира в нашей Думе вскрыло еще одно обстоятельство. Дума и ее депутаты мало интересуются тем, что происходит за ее стенами, не обращают внимания на то, что говорят и пишут вне ее пространства. Если бы оказалось иначе, тогда вряд ли Знамя Мира – символ мировой культуры – было бы изгнано из Думы. И только заместитель председателя Комитета по культуре Елена Григорьевна Драпеко направила письмо спикеру Государственной Думы Б.В. Грызлову, протестуя против бюрократического самоуправства. Коснувшись истории Пакта Рериха и Знамени Мира, Елена Григорьевна писала: «Значение Знамени Мира заключается в том, что путем охраны человеческого творчества в сознание масс и подрастающего поколения закладывается уважение именно к духовным ценностям, которыми живо человечество. <...> Считаю уместным заметить, что, несмотря на частное мнение депутата Крутова А.Н., изложенное в его выступлении по поводу Знамени Мира, значение последнего в глазах мировой общественности нисколько не уменьшилось. В Комитет по культуре <...> приходят многочисленные обращения общественных организаций и граждан, оскорбленных словами вышеназванного депутата и тем фактом, что Знамя Мира под видом ремонта или изменения экспозиции убрали из фойе зала заседаний в канун 70-летнего юбилея Пакта Мира.

shaposhnikova-7   20 февраля 2005 года в Московском Доме журналистов состоялась конференция общественности на тему «Культура против терроризма», на которой была обсуждена ситуация со Знаменем Мира и принято обращение к Государственной Думе о необходимости сохранения этого символа гуманности, нравственности и защиты культурных ценностей в здании российского парламента. Присутствие Знамени в Думе, несомненно, создает необходимую почву и атмосферу для развития и укрепления великой идеи охраны культурных ценностей, столь очевидно необходимой для физического и духовного здоровья человечества».

   Прошло более полугода после совершения позорного антикультурного действия в Государственной Думе России, но ничего не изменилось. Знамени Мира там по-прежнему нет. Думать, что это письмо не попало в руки Грызлова, не приходится. Скорее можно поразмышлять о другом – об отчуждении спикера парламента от вопросов культуры, полной глухоте в этом отношении и непонимании роли культуры в нашем обществе. Вот это, пожалуй, самое скверное. И пока власть имущие с грызловским уровнем сознания будут позволять крутовым и кураевым проводить в жизнь свои антикультурные идеи, до тех пор мы не сможем отстоять и защитить сердце нашего бытия – Культуру.

   «Умейте с достоинством отвечать всем невеждам и разрушителям Культуры! Сейчас нужно понять Знамя Мира и Культуры как величайший символ», – писала Е.И. Рерих.

   15 апреля 1935 года, когда Пакт Рериха о защите Культуры был подписан главами ряда государств, Н.К. Рерих еще раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого Пакта. «Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!»

   «Да будет», – повторим и мы вслед за великим нашим соотечественником, принесшим на нашу Планету столь необходимое нам знание о Культуре и Космической эволюции. И пусть Знамя Мира – символ Культуры и нового космического мышления – ведет нас вперед, к новому Миру высокойдуховности, расширенного сознания и процветающей Культуры.

 

1 Рерих Н.К. Твердыня пламенная. – Рига, 1991. – С. 63

2 Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. – С. 166.

3 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. – М., 1994. – Т.2. – С. 418.

4 Рерих Н.К. Твердыня пламенная. – С. 28.

5 Там же. – С. 54.

6 Рерих Н.К. Держава Света. – М., 1999. – С. 227.

7 Письма Елены Рерих: В 2 т. – Минс к, 1992. – Т. I. – С. 289.

8 Рерих Н.К. Держава Света. – С. 153.

9 Там же. – С. 93.

10 Бердяев Н.А. Смысл истории. – С.172.

11 Рерих Н.К. Твердыня пламенная. – С. 31.

12 Знамя Мира. – М., 1995. – С. 103.

13 Там же. – С. 142.

14 Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М., 1994. – С. 131.

15 Знамя Мира. – С. 163.

16 Там же. – С. 170.

17 Там же. – С. 141.

18 Письма Елены Рери х. – Т.I. – С. 93.

19 Знамя Мира. – С. 141 – 142.

20 Знамя Мира. – С. 103.

21 Архив МЦР.

22 Цит. по: «Знамя Мира» на космической орбите» // Мир Огненный. – 1998. №2 (17). – С. 104.

23 Там же.

24 Там же.

25 Письма Елены Р ерих. – Т. I. – С. 59.

26 Там же. – С. 102.

27 Там же. – С. 351.